Нажмите «Нравится»,
чтобы читать itWorked в Facebook

Спасибо, я уже с вами!

Таня Поставная: «Задача сторителлеров сейчас – рассказывать такие истории, которые будут что-то менять»

Закулисье жизни и работы сторителлера

Поставная Таня, писательница, лектор по сторителлингу, в прошлом сценарист тревел-шоу «Discover Destination UA», «Орел и решка», «Вокруг М», YouTube-проекта FEDORIV VLOG, рассказала известной журналистке и ведущей Ладе Тэсфайе о том, где и как научиться сторителлингу, какие запросы поступают к сторителлерам и почему писатель не может жить у моря и и заниматься только написанием книг.

 

О профессии сторителлера и создании историй

У меня есть три направления, в которых я постоянно работаю. Первое – пишу сценарии для ТВ, YouTube и кино. Второе – книги, статьи. Третье – преподаю сторителлинг в вузе и консультирую авторов, которые пишут книги. Во всех трёх направлениях я делаю одно и то же – создаю истории. Поэтому я сторителлер. Сейчас работаю над документальным фильмом, YouTube-проектом и новой книгой.

О мечте жить на берегу моря и писать книгу

В этом году сбылась моя маленькая мечта. Я месяц жила в писательской резиденции в Греции. Обычно такие резиденции создаются на базе Дома писателя, в котором проходят презентации книг и литературные встречи. В несезонное время туда приезжают жить и творить писатели. Такую резиденцию на острове Закинтос открыла писательница Таис Золотковская. Чтобы попасть в резиденцию, нужно подать заявку, описать свои достижения и цели. Как правило уже состоявшиеся писатели живут в таких резиденциях за символическую плату, некоторые получают дополнительные гранты.

Но на постоянной основе жить у моря и только писать книги нереально. Потому что писатель не может зарабатывать только написанием книг, если он издается только в своей стране, а его книги не продаются миллионными тиражами.

О работе с издательствами и написании первой книги

Сначала надо отправить книгу издателю. Если сама книга и личность писателя заинтересовала издателя, то, возможно, года через два ее издадут. Автор получает символический гонорар и тратит массу времени на промо. Только со второго тиража писатель получает какой-то процент. Это игра в длинную, нужно запасаться терпением. Хорошо, если книги переводятся на другие языки. «Коли я була лисицею» сейчас перевели на английский. Я читала ее на английском, было очень странно, мне показалось, что пропала вся стилистика.

Книгу «Коли я була лисицею» издательства сначала боялись издавать, потому что темы в книги непростые, а такое сложно продать. Но я писала ее не ради денег, славы и популярности. Мне хочется говорить о важных вещах. В этом плане я вредный и принципиальный писатель, я хочу говорить то, что я хочу говорить.

Конкретно на написание книги у меня ушло две недели. Ещё неделя на редактуру. Примерно год я думала над идеей и сюжетом. Ещё пару месяцев прошло от написания до момента редактуры, я выбросила, к слову, целую главу из книги. 

О реакции на книгу «Коли я була лисицею»

Я часто провожу публичные чтения для детей и родителей и много наблюдаю Первое, взрослые плачут, дети – нет. И это хорошо, я не планировала, чтобы дети ревели от этой книги. Я всегда говорю, читайте книгу вместе с детьми, она подразумевает разговор родителей с детьми после прочтения.

Для детей это история про супергероя. Они воспринимают главную героиню как девочку, которая была лисичкой. Для них это вау. Их интересует, а как именно она была лисичкой, как у неё исчезал и появлялся хвост. Многое в восприятии зависит от того, как принято общаться в семье. По одним видно, что дети приучены к книгам, обсуждениям. Такие дети более внимательно слушают, задают больше вопросов. Я понимала, что родители этих детей поговорят с ними о том, куда делась бабушка, что произошло с девочкой и почему не у всех детей есть родители. Но бывали чтения и когда детям было сложно слушать, они отвлекались, проводили параллели с известными им мультфильмами. Разные аудитории бывают.

Как родилась идея для второй книги

Эту книгу мне помог написать мой опыт путешествий с тревел-шоу «Орёл и решка». Я побывала во многих странах и зачастую испытывала шок от того, что я не знала, что люди так живут. Не в плане плохо, а по-особенному. Поэтому я решила написать книгу-путешествие. Книга пока называется «Листи з пошти на маяку». На маяке есть почта, там живёт дедушка, смотритель маяка. А у него есть шесть затерявшихся писем детей из разных стран. Конверты были неправильно подписаны детьми и эти письма не дошли до адресата. Он набрался смелости и решил придать огласке эти письма, чтобы о них узнали.  

О ситуации с детской литературой в Украине 

Ситуация прекрасная. Несколько лет назад была проблема с детской подростковой литературой. Но сегодня и с ней все ок. Я горжусь книгами, которые издаются в Украине.

Может ли каждый писать

Я не считаю, что каждый может писать. Прежде всего потому, что писать – это не значит красиво складывать слова в предложения, это в первую очередь думать, размышлять. А с этим как раз большая проблема. Все же хотят научиться писать не чтобы высказывать свои мысли, а чтобы подписчиков было больше. Отсюда и все эти вопросы после лекций – О чём писать? Где брать темы?

Возникает логичный вопрос, если нечего сказать, зачем тогда писать? Поживи просто. И появится, о чём писать. Так что я бы посоветовала сначала научиться думать, замечать окружающий мир, строить суждения, а потом уже писать. Иначе неминуемо начнётся высасывание из пальца бессмысленных тем и поверхностных мыслей.

Сейчас блогерство стало повальной тенденцией. Когда я читаю пост восемнадцатилетней девочки, которая пишет о десяти вещах, которые она поняла сегодня утром, сидя с чашкой кофе и глядя в

 в окног, меня расстраивает экспертность, с которой этот пост написан.

Писатель в принципе не даёт ответы на вопросы, он задаёт их, поднимает какие-то темы, заставляет задуматься.  Не зря писателями и режиссёрами всегда становились люди, которым за сорок, когда уже есть, чем делиться.

В общем, лучше не быть экспертами. Будьте новичками, наивными. Тогда в ваш стакан можно ещё будет что-то долить. Есть прекрасные ребята из агентства Banda, которые говорят о том, что экспертность убивает креативность. И это стопроцентная правда.

О студентах курса по сторителлингу

Мне очень повезло со студентами. Я думала, они будут прогуливать мои пары. Но им очень понравился курс. Больше всего мне в них нравится то, что у каждого есть свой взгляд на мир, свой особый ракурс. Это очень ценно, я бы очень хотела, чтобы они это не потеряли, не стандартизировались, как это часто бывает. Я специально первым заданием даю написать эссе «Мой идеальный день в мире через пятьсот лет». Насколько же они описывали разные миры, настроения. Начиная от бунтарских и отвязных историй, заканчивая карманными единорогами.

Я никогда не критикую их работы. Всегда даю позитивную оценку всему, что мне понравилось. Потому что считаю нерабочей модель нашей системы образования с этими красными подчёркиваниями и замечаниями. Я стараюсь перенастраивать свой мозг, чтобы замечать, где есть что-то крутое в работе и думать, как это можно усовершенствовать. Задача учителей, преподавателей в первую очередь быть менторами, подсказывать, как реализовать какую-то идею, а не указывать на ошибки. Замечания я всегда высказываю для всех студентов в общем, без имён и фамилий. Всегда предлагаю подойти за фидбеком по работе, но никто не подходит, потому что никто не хочет слышать критику. И это нормально. Они сами до всего дойдут.

О критическом взгляде на свои работы

Иногда я зачитываю студентам свои старые тексты, и мы вместе смеёмся. Этим я хочу им показать, что это нормально, все приходит с опытом, нужно выписаться. Писательство – ремесло, оно требует времени и усидчивости.

У меня есть одно полезное упражнение, которое развивает внутренний взгляд на свои работы. Я стараюсь перечитывать одно и то же своё произведение с точки зрения разных людей. Произведением я называю и статью, и пост в фейсбуке. Если мне все нравится в тексте, то вот моей маме может быть что-то сложно, а моему профессору, например, несмешно, а редактору непонятно.

В школе нас не учили ясно доносить мысли и рассказывать истории. Поэтому лекции по сторителлингу так сейчас популярны. Некоторые спрашивают, в чем проблема в их текстах, постах. В том, что большинство текстов – абстрактные мыльные пузыри, за которыми нет никакой мысли.  

О сценарном искусстве и работе ТВ-сценариста

Все что я скажу, это только моё личное мнение и мой опыт. На мой взгляд, в Украине не хватает хороших сценаристов, их почти нет. Есть три категории. Первая – люди, которые пришли на какой-то канал неопытными и их научили делать какую-то одну программу, например, новости.

Вторая категория – это ребята, которые пришли из КВН. Считаю, что это самые талантливые, креативные сценаристы в Украине. Когда у нас начали сниматься сериалы, их позвали, потому что они умели писать шутки и придумывать сценки. 

Третья категория людей вообще не являются сценаристами, они редакторы. Редактор выбирает важное, а сценарист создаёт историю, а вот создавать истории у нас никто особо не умеет. Это то, что лично я вижу.

По всему миру сейчас бум на сторителлинг. И Украины это тоже касается. Все хотят снимать какие-то веб-сериалы, YouTube-проекты, влоги, домашние кулинарные шоу. Всем нужны сценаристы, а где их брать? Один работал на «Битве экстрасенсов», другой на «Мастер-шефе». В итоге они из любого другого проекта делают битву экстрасенсов или мастер-шефа.  

Забавно, что даже в повседневной жизни людям нужен сторителлинг. Ко мне обращаются с вопросом, как рассказывать истории, чтобы друзьям было не скучно слушать.

Короткий мастер-класс по рассказыванию историй своим друзьям: рассказывайте вашу историю в трёх актах – завязка, кульминация, развязка, лишнее убирайте.

Об актуальных запросах к сценаристам 

Увеличились запросы по влогам. Но здесь сложная история. Как не все должны быть писателями, так и не все должны быть влогерами или ведущими.

За время работы со многими ведущими я поняла, что есть люди, на которых интересно смотреть, даже если они молчат. И, наоборот, есть умные, красивые, весёлые, но на них не хочется смотреть. Я, например, очень люблю работать за кадром. И отдаю себе отчёт в том, что на меня неинтересно смотреть в кадре, да я сама засыпаю, когда смотрю свои видео.  

Но время такое, что в кадр хочется почти всем. Бизнесмены хотят говорить о бизнесе, спортсмены – о спорте. Веб-сериалы по чуть-чуть снимаются. Хотя, это все ещё спорный формат. С точки зрения креативщиков, сценаристов, режиссёров формат безумно интересный. А вот с точки зрения заказчиков – дорогой, вот все и экономят пока, не рискуют.

Какие нужны сейчас истории

Есть нестареющие сюжеты, как например, любовная история, Ромео и Джульетта. С течением времени меняется только формат причин, почему они не могут быть вместе.

Нужна какая-то новая мораль в историях, новый ракурс. В этом плане очень интересен сериал Modern Love, основанный на реальных событиях. Там поднимаются такие темы, как биполярное расстройство и как при таком заболевании строить нормальные отношения в современном мире тиндеров и прочего.

Нам очень не хватает историй, которые могли бы подготовить людей к будущему, со всеми этими глобальными климатическими проблемами, искусственным интеллектом и так далее. Years Years в этом плане интересный. Смотришь и как-то сразу не хочется этого допустить.

Это задача сторителлеров сейчас – рассказывать такие истории, которые будут что-то менять.

Где можно научиться сторителлингу

У нас нигде не обучают писать истории. Поэтому если вы хотите быть сторителеллером, сценаристом, важно заниматься самообразованием. Проходить курсы на Coursera, Skillshare. Лучше учиться у ребят из Голливуда, у тех, кто на несколько голов выше и впереди. Читайте книги. Обязательно прочитайте: Блейк Снайдер «Спасите котика и другие секреты сценарного мастерства», Роберт Макки «История на миллион долларов», Стив Каплан «Скрытые инструменты комедии».

Подписывайтесь на Ладу Тэсфайе в Инстаграме, чтобы смотреть прямые эфиры с медиаличностями, и на Таню Поставную, чтобы узнавать о жизни современной писательницы и ее новых произведениях. 

12 / 04 / 2020

сторителлингтаня поставнаякак научиться писатькак написать книгу

Комментарии к статье

Сайт