Нажмите «Нравится»,
чтобы читать itWorked в Facebook

Спасибо, я уже с вами!

Как найти свою нишу для бизнеса

Проверенные методики, дельные советы

Ильюхина Ольга

CEO PR-агентства GARLAND Communications

Ольга Ильюхина, CEO PR-агентства GARLAND Communications и автор проекта «Боброквест», как-то провела опрос среди друзей, уже имеющих свое дело, и тех, кто пока только мечтает о свободном полете.
Вопрос звучал так: «Как бы вы выбирали идею для бизнеса?».
Ответы неожиданно распределились по гендерному признаку.
Почти все мужчины ответили: «Я пойду туда, где есть деньги».
Прекрасная половина в подавляющем большинстве ответила: «Выберу то, что я люблю».

И чтобы облегчить выбор конкретной ниши и первым, и вторым, Ольга взяла за основу свои знания маркетинга, добавила опыт, полученный в собственном бизнесе и на поприще социальных проектов, и сформулировала наиболее эффективные методы выбора.

Выбор по науке

Основан на сегментировании рынка: выбираем большой рынок и сужаем его до минимально возможных размеров.

Задача: найти сегмент достаточно узкий, чтобы в нем не было активной конкуренции и в то же время достаточно  живой, чтобы была возможность получить желаемый доход.

Пример: детские кулинарные курсы на английском языке - ниша сформирована на пересечении трех узких востребованных сегментов. Или компания маркетинговых исследований, ориентированная исключительно на страховой рынок. Или тренер с уникальной программой, которая ориентирована на женщин, ведущих здоровый образ жизни и желающих сбросить немного лишних кг.

«При таком подходе чаще всего исходят из своих компетенций. Например, мне как маркетологу было логично создать PR-агентство»

Также вполне оправдана методика пойти от обратного. Имея микронишу на несколько клиентов, вырастить ее до сегмента и даже рынка. Если ниша хороша, со временем в нее придут конкуренты, потому не лишним будет иметь несколько вариантов стратегии развития по горизонтали и вертикали.

Пример детских квестов: их можно расширять по тематикам или адаптировать под мероприятия для больших компаний, корпоративных клиентов.

«Самый простой способ выбора ниши – отталкиваться от компетенции. Но тут может возникнуть разрыв – часто наши компетенции не совпадают с тем, чего мы хотим на самом деле. Поэтому самый простой на первый взгляд выбор может сильно противоречить нашим настоящим желаниям»

Выбор по призванию

Он, как правило, вызван желанием делать что-то значимое. В случае Оли это была неудовлетворенность одной только бизнес-составляющей ее работы, постоянно присутствовало желание «делать что-то по-настоящему полезное».
Для поиска призвания Ольга предлагает использовать следующий метод:

«Оказалось, когда ты расслабляешься и начинаешь думать «что же мне делать», интуитивные подходы часто совпадают с книжными»

Концепция ежа

Его автор, Джим Коллинз, расценивает тактику нападения лисицы – множеством разных способов – как преимущественно безрезультативную, и тактику защиты ежа – неизменно скручиваться в клубок – как успешную.
Так вот чтобы разработать свою собственную тактику ежа – т.е. стопроцентно успешную – надо ответить на 3 вопроса:

Вопрос 1: в чем твоя страсть?

В поиске ответа на этот вопрос Ольга советует прибегнуть к помощи блокнотов и в течение нескольких недель или месяцев фиксировать все, что приносит удовольствие (решать кроссворды, заниматься с детьми, вязать и т.д.) Со временем позиции списка начинают формироваться в группы.

«В части поиска страсти полезным бывает вспомнить увлечения и мечты детства. Ведь нас часто ломают в школе и институте, отправляя учиться на актуальные профессии вместо желаемых»

В этой части поиска есть еще одна достаточно жесткая, но показательная методика. Если бы вам сообщили сколько вам осталось жить, чем бы вы хотели заниматься остаток отведенного времени?

Вопрос 2: что вы делаете лучше остальных?

Тут Оля советует прислушиваться к мнению окружающих. Так в свое время акценты друзей на то, что у нее, маркетолога, отлично получается часть работы, связанная с коммуникациями, привели к идее запуска PR-агентства.

«Советую прислушаться к пожеланиям в День рождения, когда друзья открыто говорят о ваших сильных чертах. И чаще обращать внимание на эпизоды, когда вам говорят: «Вау, у тебя это круто получается!»

Вопрос 3: за что мне готовы будут платить?

На этом этапе надо включать и творческий, и рациональный подходы и по сути - садиться за написание бизнес-плана. Продумать все возможные варианты монетизации своей «страсти» и рассчитать основные бизнес-показатели.
По итогам прохождения всех трех этапов может родиться отличный проект.  Иногда новое направление можно увидеть и после первых двух, но это не повод отказываться от последней стадии.

«Проверено на практике: когда ты находишь «свое», возможности начинают идти в руки сами без вложений и усилий»

Оля как-то по собственной инициативе провела для дочери и ее одноклассников квест про бобров, который перерос в собразовательный проект «Боброквест».

Если озарения не случилось

В таком случае можно попробовать еще один способ – перебирать идеи. Просто открыться и посмотреть на мир, что называется, широко открытыми глазами. Причем полезно бывает отойти от привычного и понятного рынка. Потому что отличные идеи могут поджидать где угодно: в кафе, журнале, на улице.

«Если не ходил никогда в театры – начинай ходить. Расширяй круг знакомых. Добавь больше друзей на Фейсбуке. Запишись на онлайн-курсы, в корне отличные от твоей компетенции»

Не лишним будет помониторить мировые тренды.

Пример: детская тема в тренде всегда. Можно подумать, как адаптировать свой продукт, свои компетенции под него.

«Есть тренды, которые лежат на поверхности. К примеру, рукодельницы по хенд-мейд игрушкам могут заранее готовить мини-коллекции к выходу очередной серии «миньонов». Сегодня можно подстраиваться под тренды и продавать свой продукт на весь мир»

Можно также покрутить свою компетенцию на предмет расширения по вертикали.

Пример: ты можешь не успевать или не хотеть делать много подушек с миньонами, но можешь снять видео, как их сделать самостоятельно, и монетизировать через Youtube свой интеллектуальный продукт.
Кстати, сегодняшние реалии вполне позволяют работать сразу в нескольких нишах, и чаще всего они отлично сочетаются.

Чек-лист выбранной ниши

1.    Анализ объема

Но без перегибов. На собственном опыте Ольга столкнулась с тем, что слишком тщательный и длительный анализ чреват перегоранием. И потом подтвердила свой опыт советом опытного бизнес-тренера: «Когда запускаешь новый проект – не смотри на конкурентов!»

«Я советую тестировать нишу сразу продажами. Пришла идея? Сразу реализовывай и начинай продавать, а уже потом под потребности рынка шлифуй и модифицируй в процессе, отталкиваясь от обратной связи клиентов. В конце концов, вложите $5 в контекстную рекламу и проанализируйте первый интерес к продукту»

2.    Перспективы расширения

Тут все прагматично – берем листик и начинаем расписывать, куда мы можем расширяться в ширину и по вертикали.

3.    Автоматизация процессов и поиск сотрудников

Если вы идете в узкую нишу, найдется ли для нее достаточное количество компетентных сотрудников? Или, если вы производитель уникального продукта ручного производства, способны ли этому обучиться другие? Способны ли вы обучить?

Реалии сегодняшнего мира диктуют одну неоспоримую истину – поменьше теории, побольше практики! Так что, дерзайте!

Главное фото by Colin Thomas

01 / 03 / 2016

ольга ильюхинабизнесуспехстратегияпродаживыбор

Комментарии к статье

Сайт