Нажмите «Нравится»,
чтобы читать itWorked в Facebook

Спасибо, я уже с вами!

4 шага от рядового архитектора к успешному

Почему важно создавать каждый день и сопротивляться правилам рынка

Махно Сергей

основатель и руководитель Sergey Маkhno Architects

Сергей Махно, дизайнер, архитектор, основатель и руководитель архитектурной мастерской Sergey Маkhno Architects. Обладатель множества премий, в числе которых INTERIUM 2015 и Гран-при Всеукраинского ежегодного архитектурного конкурса «ИНТЕРЬЕР ГОДА 2015».

Он 17-й год шаг за шагом идет к своей мечте – создать шедевр. А межу тем регулярно рождает проекты, получающие признание среди коллег и клиентов. ItWorked узнал, как Сергею удалось не затеряться в числе прочих архитекторов, и за счет чего он удерживает свой уровень.

Официально компания Sergey Makhno Architects появилась в 2003 году, но настоящей точкой отсчета был 1999-й. Именно тогда появился бренд «Сергей Махно».
Почему вот так сразу личный бренд? Без карьеры в архитектурных бюро?

Дело в том, что для осознания желания работать исключительно «на себя» Сергею хватило однократного опыта в в подчинении. Изначально студия состояла из трех человек. На встречи Сергей ездил на метро и постоянно что-то кому-то доказывал. Сегодня в штате больше 30 человек и вроде можно не утруждаться доказательствами, но в некотором смысле проще не стало.

«Да, я могу отказываться от проектов, выбирать себе работу. Я достаточно «могу», но и очень много «не могу». К примеру, не могу делать плохо или просто ради денег. Не могу браться за проект, если не вижу искры в глазах клиента»

Работая над проектом, Сергей ставит в приоритет его качество, вид и суть, что не всегда попадает под стандартное понимание клиентоориентированности. Мало кому интересна «суть» вместо удобной расстановки мебели в интерьере – желательно подешевле и покрасивее.

Сергей признается, что пару лет назад у него даже был порыв создать отдельный бренд для любителей «жлобства» - багеты, подвесные потолки и прочие атавизмы. Правда, он вовремя признался себе, что даже стеба ради не сможет выпускать подобные проекты в мир.

«Для очень многих «по-богатому» – это то, что они видят в глянцевых журналах, а потом делают по-своему без вкуса, красоты и истории. Вот это страшно. И самое главное, что они верят в это. Ведь, чтобы ты ни делал, это надо любить. Даже если ты делаешь откровенное г**но. И страшная штука - на это есть покупатель, есть потребность»

Но играть по условиям рынка Сергею всегда было откровенно неинтересно. Лучше «круто делать то, от чего тебя прет!».

Кстати, торгуются все. Как 15 лет назад, так и сейчас. Единственное, что изменилось, – отношение клиентов. Но и тут позиция тверда: «Не бывает плохих клиентов, бывают плохие стечения обстоятельств».

Сергей выделяет 4 фактора, отделяющие рядового архитектора от успешного:

1. Талант
И это лишь 20% успеха.

2. Усердие, трудолюбие
Это еще 20%. Ведь рынок Украины не благоволит дерзким «самовыдвиженцам», и нередко случаются ситуации, после которых возникает желание все бросить.

«Когда выбираешь путь хорошей качественной работы, это как выбрать спутницу жизни – не всегда бывает просто, но надо идти вперед»

3. Команда
40% успеха. Сейчас в компании есть HR-менеджер, но первых три десятка сотрудников Сергей выбирал сам.

«Я выбираю команду по принципу: не важно образование, не важно сколько человеку лет, какой у него предыдущий опыт; важно, кем он является на сегодняшний день, что он умеет и подходит ли нам»

80% команды все-таки имеет архитектурное образование, но, к примеру, наш PR-менеджер – 19-летняя студентка, виденье и вкус которой близки духу компании.

Искусство делегирования Сергей осваивал в течении пяти лет, но есть три момента, которые неизменно остаются в его ведении:
- введение клиента в курс дела и озвучивание подхода мастерской
- обязательное участие в концептуальной составляющей каждого проекта
- контроль и личное визирование всех готовых проектов, выпускаемых студией (авторский надзор, фотосессия и финальное открытие)

4. Упорство и трудолюбие
И здесь нет ошибки в повторении. Сергей настаивает на этом пункте дважды для разоблачения иллюзии простоты достижения цели. Ведь даже при наличии команды отдыху нет места.

Тем более, что знаменитый принцип «20% времени приносит 80% результата» в нашей стране не работает, считает Сергей. В Европе путь к тому же уровню успеха был бы в разы короче, но, выбирая путь патриота, прежде чем ругать страну, власть, экономику, сделай все от тебя зависящее для достижения лучшего результата.

Учеба и практика

1. Делать руками
Сергей постоянно делает наброски, скетчи, зарисовки и считает это обязательным условием развития.

2. Посещать выставки и сайты трендсеттеров
В программе-минимум Сергея посещение около 20 выставок в год. Обязательными он считает: Isaloni, Art Basel, Imm Cologne, Design London, Design Week.

«При нынешних возможностях отсутствие денег на выставку – отговорка. Если я трачу на поездку около 1000 евро, то одна моя сотрудница ездит за 300$. Она заранее бронирует билет, ночует у каучсерферов и даже умудряется попадать на закрытые вечеринки. За год вполне можно накопить и посетить хоть одну из ключевых выставок. Если хочешь, то можешь!»

В числе особо вдохновляющих персон Сергея: Axel Vervoordt, Nendo, Патрисия Уркиола, Эрве ван дер Стратен.

«Я не равняюсь на них, а скорее хочу достичь уровня, когда я буду вдохновлять так же. Я пытаюсь найти рецепт, по которому возможно создать те вещи, которые бы вдохновляли весь мир»

Счастье архитектора

Оно невозможно без удовлетворения клиентов. Признание коллег тоже важно, но второстепенно.

А вот главное условие - наличие «шедевра!». Тут лучшая из аналогий композиторство – ты можешь быть чертовски продуктивным, но так и не создать ни единого хита.

«Я создал «треки», которые имели успех, но свой хит я еще не создал. Он еще впереди, я в этом уверен»

А пока он созидает каждый день, ставит высокие цели и упорно прокладывает к ним путь.

04 / 02 / 2016

бизнесархитектурасергей махнотворчествоуспехдизайн

Комментарии к статье

Сайт