Нажмите «Нравится»,
чтобы читать itWorked в Facebook

Спасибо, я уже с вами!

Лови момент и зарабатывай на этом

Что отличает успешных фотографов от остальных людей с камерой

Педагог по образованию, но фотограф по призванию, он сумел сделать фотографию делом своей жизни, и на данный момент в его расписании практически не бывает свободных от заказов дней.
ItWorked разбирался, что такого сделал Сергей, чтобы стать востребованным, а не одним из многих.

Где и как учиться

1.    Практика

В фотографии, как и в любом начинании, лучше всего работает принцип «брать и делать». А точнее «брать и снимать». Все подряд. И не торопиться брать за это деньги.

«Я очень долго не брал некоторые заказы, потому что чувствовал, что могу еще выглядеть некомпетентным перед заказчиком».

Момент достижения необходимой компетенции вы почувствуете сами, говорит Сергей. Можно подкрепить эту уверенность, поинтересовавшись мнением коллег, но не стоит забывать, что у каждого из них свое виденье и своя «планка».
Как правило, точкой отсчета признания становится момент, когда выходит крутая картинка, которая устраивает заказчика, а мелкие недочеты, которые обязательно есть всегда, легко устраняются на постпродакшене.

2.    Обмен опытом

Дружить с коллегами, которые фактически являются конкурентами, – удивительная отличительная особенность мира фотографов. Они легко обмениваются опытом и берут помощников, зная наперед, что многие из них пришли учиться, чтобы вырасти в профессионалов. Точно также начинал и Сергей – с роли ассистента.

«В профессии фотографа - один в поле не воин. Когда работы более, чем достаточно, или у меня форс-мажор, я легко делюсь заказами с коллегами. Во-первых, нельзя объять необъятное, и во-вторых, «мои» клиенты все-равно вернутся ко мне. Проверено».

3.    Мастер-классы

Сергей посетил их не так много. Один из самых толковых, как ему показалось, у фотошколы «Студия 1» по работе со светом.
Это вообще отдельная история. Потому что работа со осветительной аппаратурой один из сложнейших аспектов в профессии фотографа. Сергей признается, что на первых порах вообще боялся студийного освещения. И долго не брался с ним работать.

«Когда работаешь с искусственным светом, ты должен держать в голове готовые картинки будущих снимков, помнить все схемы света и принцип работы насадок, и знать, когда и как все это применить».

Где искать клиентов

1. Среди друзей

Это самый верный способ. Когда фотоаппарат твой верный спутник, а все друзья без ума от твоих снимков, то они сами приведут тебе клиентов.
Ассоциироваться с профессией в своем окружении – важная составляющая успеха!

2. Соцсети, объявления

Самореклама может быть одной из составляющих, но, по мнению Сергея, ничего лучше рекомендаций друзей и клиентов быть не может. Тем более, что через внешние каналы бывают заказы из разряда «просто чтобы был фотограф». Такие съемки изматывают, так как независимо от ситуации надо сохранять лицо и оставаться профессионалом.

3. Сайт

Сайт в профессии необходим. Он дает не только представление о качестве работ, но и о профиле или профилях фотографа, а еще задает уровень заказчиков.

«Портфолио – это почерк фотографа, его стиль. Кому-то он нравится, кому-то нет. Опубликованное портфолио формирует ваши следующие заказы».

Формирование гонорара

Первый гонорар был сформирован на основе прайса коллег, но с погрешностью в сторону уменьшения. Иногда бывали съемки и за 100-200 грн – исключительно на оплату такси.
При формировании цены за свою работу Сергей придерживается такого принципа: «Чем выше цена, тем больше ответственность». Гонорар должен расти пропорционально качеству и умению удовлетворить все запросы клиента.

«Важный момент, который я для себя уяснил: всегда говори правду и показывай только правдивый результат. Нельзя, например, на сайт выставлять только лучшие фото, отретушированные до идеала, пускай люди видят больше того, что вы отдаете своим заказчикам. Показывайте больше настоящих фото, без глубокой ретуши».

И еще, едва ли не у каждого фотографа были ситуации, когда его звали на тусовку гостем, подразумевая, что он придет с фотоаппаратом и поснимает бесплатно.
В таких случаях Сергей просто приходил без аппаратуры и на вопрос «А почему ты без камеры?» парировал: «А почему ты без скальпеля, ты же хирург, вдруг что случится».

Техника

Многие фотографы, и Сергей не исключение, любят рассказывать показательную притчу про кастрюли:
Один фотограф пришел к даме на ужин. Она, посмотрев его фотографии, воскликнула: «Какие у вас замечательные фотографии! Наверное, у вас очень хороший фотоаппарат?» Фотограф промолчал. Но, уходя, сказал: «Спасибо, ужин был очень вкусным. Наверное, у вас очень хорошие кастрюли».
Хорошая техника – это комфорт для самого фотографа, который выбирает максимально эргономичный девайс. Хороший кадр получится и самой дорогой камерой и той, что попроще, – при условии, что ты умеешь снимать.

«Прогресс и развитие девайсов дает возможности, но обновляться нужно строго под свои задачи».

Нужно также понимать, что снимок на фотоаппарате – это только первый этап. Обязательна постобработка. Она обеспечивает финальную целостную картинку.
Приведем для сравнения кино: какой бы гениальной ни была работа оператора и режиссера, финальный вариант задумки цвета всегда достигается постпродакшеном.

«Фотограф должен снимать, а не обрабатывать. Но часто случается или нехватка бюджета, или банальная жадность. В идеале фотограф должен стремиться к стопроцентному делегированию этого процесса».

Выбор профиля

Этим вопросом Сергей задавался с самого начала пути. И даже однажды пришел с ним к своему старшему и более опытному коллеге. На что получил ответ: «Ты фотограф. А значит должен уметь снимать все: и людей, и предметы, и интерьеры! И только в процессе ты поймешь, что больше всего нравится, и сузишься до определенного профиля».
Большинство начинает со свадеб - их много, там всегда нужен фотограф, а значит заказов предостаточно.

Кстати, свадьба на самом деле относится к репортажной съемке, и нужно уметь запечатлеть исторически важные мгновения: волнение невесты, плачущую в суматохе маленькую девочку. Именно эти моменты будут самыми ценными годы спустя.

Сегодня Сергей как раз на этапе перестройки своей работы под узкий профиль. Его страсть – интерьеры.

Вместо итога

Однажды идейный вдохновитель и друг Сергея дал ему совет, который актуален и по сей день: «Покупая камеру, не думай о том, как ее отбить – думай о том, что ты хочешь ею снимать, что ты привнесешь в искусство фотографии».

Фотографии для публикации предоставлены Сергеем Савченко

25 / 01 / 2016

бизнессергей савченкофотографкарьерапрофессия

Комментарии к статье

Сайт