Нажмите «Нравится»,
чтобы читать itWorked в Facebook

Спасибо, я уже с вами!

Волшебные «Таблеточки» - чем больше, тем эффективнее

Как создать благотворительный фонд и почему следует делать из него бренд

Литовченко Ирина

соучредитель БФ «Таблеточки»

БФ «Таблеточки», который на сегодняшний день объективно является едва ли не самой популярной благотворительной организацией Украины, основан в 2011 году. За это время фонд отправил на лечение за границу 20 детей, обеспечил лекарствами 1350 маленьких пациентов, добился безопасного переливания крови в Охматдете. Оказывает детям паллиативную и психологическую помощь, помогает родителям, развивает волонтерское и донорское движение в Украине. Главред ItWorked.com.ua Ольга Макеева встретилась Ириной Литовченко, соучредителем фонда и узнала подробности учреждения благотворительных организаций.

Учреждение БФ

Создавая благотворительный фонд, важно это делать не для того, чтобы «просто кому-то помочь», не для галочки в карме, а под конкретные нужды. В самом начале пути команда «Таблеточек» просто покупала лекарства. Когда поняли, что собирают больше, чем необходимо для закупок лекарственных препаратов, стали брать под опеку детей и собирать на операции.

Это сейчас они уже формулируют миссию «Таблеточек», как «Защита интересов онкобольных детей». И все равно они не спасают жизни, потому что не маги и не боги, а просто стараются делать так, чтобы в Украине получали нужную помощь те, кто в ней остро нуждается.

«Недавно Facebook выдал мне пост-напоминалку о том, что как-то у нас был суперуспешный месяц, за который нам удалось собрать 70 тыс. грн. Сейчас мы начинаем нервничать, когда не собираем 3 млн. грн.».

Юридическое оформлении БФ и особенности его жизнедеятельности

На сегодняшний день учредить благотворительный фонд с юридической точки зрения очень просто. Это занимает примерно один месяц. Куда интереснее вопрос отчетности по такому юрлицу. У нас на законодательном уровне данный вопрос крайне плохо урегулирован.

Согласно букве закона, благотворительному фонду вроде как достаточно 1 раз в год заносить в налоговую определенную форму и отчет. Нет ни реестра, ни отдельного органа контроля, ни единой структуры, которая бы проверяла правильность и эффективность работы фонда. Поэтому и существует множество фондов-мошенников, ребят с коробками на улицах и т.п.

Особое внимание нужно уделить аудиту. Он помогает упорядочить документацию, закупки, случаи оказания помощи, описания необходимых инструкций. Необходима система. Не стоит забывать, что фонд пересекается с госорганами и, к примеру, на заседании МОЗ могут потребоваться самые неожиданные и детальные отчеты. К тому же системность и порядок автоматически вызывает доверие со стороны крупных доноров.

Принципы формирования репутации

1. Открытый доступ к отчетности.

Разместить на официальном сайте список всех поступлений и затрат. Такая открытость всегда вызывает доверие.

2. Продвижение через личный бренд.

Команда «Таблеточек» выбрала путь продвижения фонда через личный бренд каждого из соучредителей. К каждому из команды можно зайти на аккануты в соцсетях и увидеть, что они обычные люди, что тоже постят про котиков и маникюры. Это формирует доверие. Очень помогло то, что соучредительницы фонда «Таблеточки» Оля Кудиненко и Ира Литовченко обе с пиар-бэкграундом. У них  широкий круг знакомств с представителями СМИ и умение говорить с ними на одном языке.

3. Броское название и качественная визуализация.

Правда, тут все неоднозначно. Это сейчас милое название «Таблеточки» уже имеет стойкие ассоциации, а на первых порах оно было препятствием – серьезные компании отказывали в публичном сотрудничестве именно из-за «несерьезного» названия. В какой-то момент у соучредительниц возникла идея сделать ребрендинг, но в итоге они просто пошли дальше.

4. Громко и без стеснения говорить о себе.

Популярное «благотворительность должна быть тихой» применимо к филантропии, а не для фонда с фандрайзингом. И тут тишина как раз неуместна. В данном случае продвижение такого фонда похоже на продвижение товара/бренда. Или своеобразную продажу – они продают людям желание помочь.

5. Заимствование зарубежного опыта.

Сотрудники фонда многому учатся на зарубежных примерах, ездят на стажировки в страны с богатой историей благотворительности. Найдя успешные кейсы, адаптируют их и внедряют.

Хотя сегодня и непопулярно упоминать Россию, но стоит признать, что там история благотворительности имеет более глубокие корни. Тот же ФБ «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой существует с 2006 года, и у них есть чему поучиться.

Хороший пример заимствования зарубежного опыта - «День лимонада», традиционная для США практика, которая успешно была внедрена и в Украине. Фонд также предлагает ресторанам и кафе ввести постоянную позицию, прибыль с которой перечислялась бы в фонд. Одним словом, ребята стараются найти места, в которых могут соприкоснуться с человеком напрямую, «присоседиться» к продаже: идешь отправлять посылку – прилепи наклейку, идешь пить кофе – купи печеньку и т.п.

«У нас по-прежнему 76% поступлений – это перечисления от физлиц. Так что имидж и узнаваемость фонда, так же, как и частота контакта с людьми играют ключевую роль».

6. Привлечение публичных персон.

На первых порах это были все те же личные связи. К одним стучались на Facebook, других просили познакомить с интересующими персонами. Реально много средств пришло с флешмобом ice bucket challenge. Причем, что интересно, эту американскую идею люди подхватили без просьбы и ведома фонда. Но в итоге благодаря этой инициативе «Таблеточки» собрали 2 млн. грн. и вышли на новый виток развития.

Во сколько обходится содержание БФ

По законодательству Украины БФ разрешено использовать на админзатраты 20% сборов. «Таблеточки» определили для себя лимит в 5% и следят за тем, чтобы административные затраты укладывались в эти рамки. Также сейчас у фонда есть партнер (банковская структура), который взял на себя компенсацию этой статьи расходов.

В команде есть очень четкое разделение: учредители фонда, которые не получают никакой зарплаты, и те, кто задействован в операционной деятельности, штатные сотрудники, получающие заработную плату. Также есть 80 постоянных волонтеров, которые хотя бы раз в месяц что-то делают для фонда бесплатно.

Особенности работы с наличностью

Тема наличности волнует очень многих жертвователей. На сегодняшний день система настроена так, что фонд практически не работает с живыми деньгами. 80-85% - это безнал. Но полностью отказаться от налички попросту невозможно при всем желании. К примеру, когда речь идет о покупке не имеющих регистрации в Украине препаратов за границей.

Есть такой печальный пункт затрат, как ритуальные услуги. Когда уходит в мир иной кто-то из подопечных, родители получают материальную помощь. Само собой разумеется, что с моральной точки зрения неправильно просить у них отчет по расходам.

В целом, стараются даже кэшбоксы везти в банк и класть деньги на счет. Правильные процедуры и учет – это часть репутации.

Читайте также: Вся правда о кэшбоксах и перепостах при сборе денег на лечение ребенка

Восстановление моральных сил

Сотрудники фонда постоянно имеют дело с непростыми историями, трагедиями. Время от времени чувствуют, что моральные силы попросту заканчиваются. Самым сложным был конец 2013-го, когда навалилось все сразу и Революция Достоинства, и текущие дела, и смерть нескольких подопечных.

Именно в тот период соучредительницы решили взять первых штатных сотрудников для делегирования рутинных задач. Взяли на работу психолога с волонтерским опытом в Охматдете, которая хорошо знает, как работать с родителями. Сейчас в штате уже два психолога.

Кроме психологической работы с детьми и их родителями, на них также возложена непростая миссия отказывать тем родителям, ситуация которых не соответствует критериям отбора подопечных.

Читайте также: Как и откуда получить помощь в случае серьезной болезни ребенка

Более того, раз в две недели в фонд приходит еще один психолог и проводит занятие для всех сотрудников фонда по эмоциональному выгоранию. Команда фонда приняла решение разделить обязанности: одна часть команды занимается сугубо сбором денег, другая работает напрямую с подопечными.

Основывая фонд в 2011 году, Ольга,  к которой позже присоеденились Ирина и остальная команда, и не предполагала, во что он перерастет со временем. И тем, кто сегодня чувствует в себе потребность и силы помогать другим, совет один: «Заимствуйте опыт, адаптируйте и внедряйте. Главное – реальные действия!»

Foto by JONATHAN KNOWLES, а также из фотобанка БФ "Таблеточки"

19 / 01 / 2016

бизнесблаготворительностьирина литовченкотаблеточки

Комментарии к статье

Сайт

Предпринимательству нельзя научить, но тем, кто хочет быть предпринимателем, можно помочь совершить меньше ошибок, дать им основные базовые знания для того, чтобы они понимали, какая из идей рабочая и куда с ней бежать

Калибаба Алена , СEO креативного пространства «Часопыс»

News Letter

Введите Ваш e-mail адрес, чтобы подписаться на наши новости!